Последние материалы
Обследование в Германии качественная диагностика и эффективные медицинские решения Обследование в Германии качественная диагностика и эффективные медицинские решения Утилизация отходов производства для эффективного управления строительными ресурсами Утилизация отходов производства для эффективного управления строительными ресурсами Особенности ремонта холодильников Самсунг Особенности ремонта холодильников Самсунг Как найти хорошего капера для ставок на спорт Как найти хорошего капера для ставок на спорт Важность спорта для здоровья и роль одежды для занятий на свежем воздухе Важность спорта для здоровья и роль одежды для занятий на свежем воздухе

«Разве не чудесно — дарить людям праздник?» — говорил народный артист России, заслуженный мастер спорта Николай Николаевич Озеров, выдающийся спортсмен, талантливый артист, потрясающий радио-и телекомментатор, верный спартаковец, вложивший силу, душу, здоровье в возрождение общества «Спартак» в 1991 г. Эти слова были им произнесены не только со сцены в пьесе МХАТа «Синяя птица», но и в микрофон в последние минуты церемонии закрытия Олимпиады-80 в столичных Лужниках. Весь мир слышал только его голос в те мгновения, когда в темное московское небо навсегда улетал восьмиметровый Мишка, и когда мало кто из зрителей на переполненных трибунах и у экранов телевизоров удержался от счастливых слез сопричастности с одним из самых трогательных эпизодов в истории мирового спорта.



У микрофона Николай Озеров.


Точно также, как и о последнем дне московской Олимпиады (даря людям праздник), Николай Озеров рассказывал про Ирину Роднину и Александра Зайцева, влюбившихвесь мир в русскую «Калинку», про советскую хоккейную ледовую дружину, про Валерия Борзова, выигравшего олимпийское золото на «вечно американской» стометровке.


Он первым взял интервью у первой советской олимпийской чемпионки юной дискоболки Нины Пономарёвой, для чего перемахнул несколько ограждений, повергнув в шок многих коллег и финских полицейских. И с необыкновенной теплотой и задушевностью он первым, чего ни до и после него никто не делал, рассказал про слезы советского министра спорта Николая Романова в момент установления Юрием Власовым в олимпийском Риме феноменального рекорда в тяжелой атлетике.


Как-то известный актер Михаил Ульянов сказал: «Как невозможно себе представить Великую Отечественную войну без голоса Левитана, так мы и не мыслим себе время 50 — 80-х гг. без голоса Озерова, в котором звучали азарт, страсть, завораживающая любовь к спорту».


Хоккейный репортаж.


Его бодрый тембр завораживал и заражал. Он избегал вражды, агрессивности, никогда не признавал спорт «заменителем войны». Столько восторженности, оптимизма, энтузиазма не было ни у одного комментатора, ни до, ни после Озерова.


В его знаменитом экспромте «Такой хоккей нам не нужен» было столько искренности, что он просто не мог не «уйти в народ» и не стать поговоркой, вошедшей в обиход целых болельщицких поколений. А его раскатистое неподражаемое «Г-о-о-о-л» могло не только поднять с места завзятого болельщика, но и даже заставить отложить хлопоты по домаш-ему хозяйству представительниц лучшей половины человечества.


Озеров был неотъемлемой частью отечественного спорта, и обо всех его самых громких победах люди узнавали, прежде всего, от него. За более чем тридцатилетнюю вахту у микрофона ему довелось вести репортажи со стадионов сорока девяти стран, с семи футбольных и двадцати пяти чемпионатов мира по хоккею, с четырнадцати летних и зимних Олимпийских игр.


Вадим Синявский, в дотелевизионную эпоху очаровавший советскую страну радиорепортажами с футбольных матчей, после первого рассказа Озерова о матче «Динамо» — ЦДКА 29 августа 1950 г. сказал: «Быть тебе комментатором, Коля». Озеров, всю жизнь считавший себя учеником Синявского, далеко ушел от своего наставника, став бесспорным и абсолютным рекордсменом отечественной электронной прессы. Некоторые тележурналисты сегодня гордо называют себя учениками Озерова, а кое-кто из них, не чураясь лести, даже называл его при жизни по-родственному: «Дядя Коля». Но вряд ли кому-либо в обозримом будущем удастся перекрыть достижения Николая Николаевича, исчисляемые тысячами часов, проведенных в эфире. И еще. Спортсмены и тренеры нынешних телекомментаторов нередко принимают «в штыки», а Озеров был для них другом, товарищем, соратником.


О феномене общенародной популярности Озерова на протяжении 60 — 80-х гг., конечно, могут быть противоположные мнения. На то и феномен. Но, скорее всего, его привел в профессию комментатора редкий сплав профессионального артиста и действующего спортсмена. Кто-то скажет, что Озеров был больше артистом, чем спортсменом. Кто-то будет утверждать обратное. Но, как не ряди, его мастерство сегодня остается недосягаемым образцом для нынешнего поколения представителей этой профессии, как это не покажется кому-то парадоксальным, прежде всего потому, что будущий мэтр футбольно-хоккейного репортажа на протяжении всей молодости разрывался между театроми спортом.



Сборная Москвы по теннису: третий слева — Николай Озеров.


Николай Озеров родился 11 декабря 1922 г. в Москве в театральной семье.


Его отец — Николай Николаевич — был известным оперным тенороми более 35 лет пел на сцене Большого театра все ведущие партии: Отелло, Хозе, Радамес, Герман, Садко, Самованец, Рауль и многие другие. Он был народным артистом республикии профессором Московской консерватории.


Мать — Надежда Ивановна в 1919 г. с блеском выдержала экзамен на театральный факультет только-только открывшегося Государственного института кинематографии, но из-за рождения в 1921 г. первенца Юрия (ставшего впоследствии профессором этого института и известным советским кинорежиссером), проучившись шесть месяцев, прекратила занятия.


В автобиографическом рассказе, который Николай Озеров включилв свою книгу «Всю жизнь за синей птицей» (Москва, «Наука» 1995), Надежда Ивановна рассказала о выборе, который ей пришлось тогда сделать. «…В дальнейшем жалела ли о театре? И да, и нет… Моя молодость проходила в трудное время. Быт был слишком тяжел и сложен. Надо было выбирать и решать: искусство или семья? И я выбрала творчество в семье… И как знать, смогли бы мой мужи сыновья стать тем, кем они стали, если бы я решила развивать свою маленькую личность, свои маленькие дарования?»


Брат Николая — Юрий — с детства увлекался живописью, учился в художественной школе, в 1939 г. поступил в театральный институт, но сразу же был призван в Красную Армию. Начал войну рядовым связистом под Москвой, а вернулся с фронта майором. Закончив ВГИК, стал кинорежиссером и лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР. Из 26 поставленных им фильмов 16 посвящено военной теме. Наибольшую известность из них получила цветная шестисерийная киноэпопея «Освобождение».


Жена Николая Николаевича — Маргарита Петровна была редактором издательства «Прогресс». Став Озеровой и родив двойняшек Колю и Надю, она, как и мать Николая Николаевича, решила посвятить свою жизнь мужу и детям.



Дети Озерова — Надя и Коля.


«Наш дом всегда был открыт для всех» — вспоминал в одном из последних интервью Николай Николаевич. — Мы с братом Юрием исподволь внимательно наблюдали за тем, как развлекались взрослые: читал смешные рассказы Иван Москвин, Василий Качалов декламировал стихи, отец с Антониной Неждановой пели дуэтом, приходили к нам Сергей Лемешев и Леонид Собинов. Никогда не забуду, как Максим Дормитонтович Михайлов с пикой репетировал арию варяжского гостя — ту пику мы с братом утащили…»


Есть у актеров-профессионалов выражение: артистическая легкость. Так вот, сын унаследовал от отца это качество: пел, играл на рояле, даже выступал в Малом зале консерватории, потом поступил в Государственный институт театрального искусства.



С Александром Метревели.


Спорт Николай Озеров полюбилс юных лет во всем его многообразии. Теннисную ракетку, по рекомендации родителей, впервые взял в руки в девять лет. Азбуку этой увлекательной игры он постигал надетской площадке в дачном поселке Загорянка, что в 28 километрах от Москвы. Одновременно с первыми шагами на теннисном корте перепробовал другие виды спорта: лыжи и бокс, волейбол и легкую атлетику, ручной мяч и городки, баскетбол и коньки, научился плавать и укротил велосипед. С последнего иной раз падал, а при прыжках на лыжах с любого трамплина, падал всегда. За что сверстники прозвали его «бесстрашным». Затем сдал норму на значок «Ворошиловский всадник» — посадка у него получалась не очень, но препятствия преодолевал лихо. Его школьными друзьями были Юрий Матулевич-Ильичев, ставший впоследствии заслуженным тренером Советского Союза по боксу, и Виктор Душман — будущий чемпион страны и тренер по фехтованию. Каждый был влюблен в свой вид спорта и агитировал за него, как мог. (Через сколько-то лет после школы Юрий воспитает олимпийского чемпиона Валерия Попенченко, а Виктор — олимпийскую чемпионку Валентину Сидорову). Боксера из Озерова, как и фехтовальщика, не получилось. Но навыки фехтования особенно пригодились, когда во время учебы в ГИТИСе он попал в руки к крупнейшему педагогу по сценическому фехтованию Аркадию Немировскому. Именно Аркадий Борисович поставил сцену боя в спектакле МХАТ «Двенадцатая ночь», в которой в дальнейшем с упоением будет участвовать Озеров, исполнявший роль Фабиана.


В 12-летнем возрасте Николай, будучи шестым по рейтингу игроком детской команды Загорянка (брат Юрий в это время числился четвертой ракеткой), впервые стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков. Произошло это с легкой руки главного тренера детворы на столичном стадионе Юных пионеров. Мальчику с Загорянки достаточно было сделать три удара об стенку, чтобы дядя Коля Филиппов — так звали «допускающего» — включил его в число участников соревнований. В первом в своей жизни финале Озеров играл с Семеном Белиц-Гейманом и выиграл — 6:3, 6:3.


Семен был главным соперником Озерова во всех крупнейших соревнованиях на протяжении всей его теннисной карьеры. Острая и непримиримая борьба между ними продолжалась всю жизнь. И не только на корте, ибо у главнокомандующего советского тенниса, кем впоследствии стал Семен Белиц-Гейман, и у Озерова были разные взгляды на развитие тенниса в стране. А после их первого спортивного соперничества в газете «Красный спорт» было напечатано, что стадион Юных пионеров выдвинул недурную смену. Бесконечно счастливый Николай показывал родителям газету, где в числе мальчиков и девочек, кто показал неплохую игру и многое обещает в будущем, был упомянут и он.



Все внимание — игре.


Еще через пару лет Николай попал в поле зрения известного французского специалиста, чемпиона мира Анри Коше — в Москве действовала его школа, в которой учились все известные впоследствии советские специалисты тенниса. Знаменитый теннисный «мушкетер» тогда сказал про Озерова: «Из этого толстяка выйдет толк». И не ошибся. Толк вышел — за теннисную карьеру Озеров собрал 170 чемпионских титулов, в том числе 45 — чемпиона СССР, считая победы во всех разрядах.


Истинным спартаковцем его сделала крепкая дружба с постоянным партнером по парной игре Зденеком Зикмундом. (Зденек, затемставший одним из пионеров советского хоккея с шайбой, погибнет в авиационной катастрофе с командой ВВС).


Со Зденеком Зикмундом.


Не успел Николай поступить на актерский факультет ГИТИСа, как началась война. Осенью, когда немцы подошли к Москве вплотную, Озерова решили использовать в одной акции, аналогов которой в истории мирового спорта нет. В Москве тогда осталось только три теннисиста и чтобы показать, что столица недрейфит, их стали возить на мотоцикле с одного стадиона на другой, где они играли друг с другом. Эти встречи транслировались по радио на всю Москву. За участие в этих матчах Озерову присвоили звание мастера спорта, а вместе с ним и продовольственную карточку научного работника. В 1944 г. в обход всех норм и правил — уж слишком молод был кандидат — Озеров стал заслуженным мастером спорта.


В 1946 г. Николай закончил ГИТИС и получил направление в МХАТ. Как Озерову удавалось совмещать спорт и работу в театре, где им было сыграно 20 ролей, загадка. Но это факт. К своему выходу на сцену он частенько влетал в театр буквально «на флажке», облачался в костюм и появлялся перед зрителем, еще не выйдя до конца из роли теннисной. А сразу после спектакля он мчался на стадион, брал в руки ракетку или надевал футбольные бутсы. Да, да, именно бутсы, потому что Озеров довольно неплохо выступал не только за теннисную команду «Спартак», но и за несколько футбольных команд общества «красно-белых». В иной сезон он забивалв ворота соперников «Спартака»по 25 голов.



Он очень любил футбол.


Придя однажды во МХАТ, он застал в пустом зрительном зале корреспондента Всесоюзного радио Шамиля Николаевича Мелик-Пашаева:


— Вас очень просил приехать наш главный редактор.


В математике, — сказал при встрече главный редактор, — параллельные прямые, как известно, не сходятся. А в жизни, знаете ли, такое случается… Мы хотим, Николай Николаевич, ваш огромный спортивный опыт и дар актёра, мастера слова соединить в единое целое. Так он стал комментатором.




Подача Николая Озерова.


В августе 1953 г. Озеров решил уйти из большого тенниса. Трудному решению предшествовала феерическая игра на чемпионате СССР в Киеве, где он выиграл золотые медали в трех разрядах, и последующий затем телефонный разговор с отцом, лежавшим в московской больнице:


«Хватит, славу ты уже познал, займись делом! МХАТ, радио, телевидение».


Несмотря на беспрецедентное давление чиновников от тенниса и руководства Комитета по физкультуреи спорту, он сделал так, как советовал отец — свыше тридцати лет отыграл на сцене МХАТ и свыше сорока лет был действующим спортивным комментатором.


От торжественных проводов на пенсию Николай Николаевич отказался (видимо, понимал, что будет сплошная «показуха»). Он просто собрал у себя дома друзей — Юрия Никулина, Рубена Симонова, Анатолия Папанова, Андрея Гончарова. Под дружескую беседу, шутки и анекдоты отметил он завершение своей карьеры. Посетовав, правда, что ему не суждено было провести репортаж о финальном матче чемпионата мира по футболу с участием сборной нашей страны.


Увы, слова из песни не выкинешь. Его уход на пенсию, так же, каки уход из большого спорта, сопровождался негативной реакцией чинуш. Впрочем, мелкое и среднее начальство Гостелерадио конца 80-х г. (среди них был даже олимпийский чемпион), а в отдельных случаях некоторые его ученики, им же выпестованные, по части омерзения превзошли спортивных функционеров начала 50-х. Жутко вспоминать, но на второй же день его ухода на по-настоящему заслуженный отдых, его комната в Останкино, где на стенах им были аккуратно расклеены удивительные фотографии, подверглась прямо-таки разбойничьему налету.


Время быстро подсказало новую работу — пришлось в 1991 г. возрождать расформированный «Спартак». Преданность этому спортивному обществу он сохранил с детских лет, но ни разу не выдал своих личных пристрастий. В 1992 г. он сменил напосту председателя общества «Спартак» олимпийского чемпиона Петра Болотникова. Несмотря на проблемы со здоровьем, Николай Николаевич Озеров до последних дней жизни активно участвовал в деятельности «Спартака».


Николай Николаевич награжден 16-ю государственными наградами, первая из которых медаль «За оборону Москвы» (он получил ее за участие в спортивно-концертной фронтовой бригаде, выступавшей в воинских частях и госпиталях), а также Олимпийским орденом, национальной премией телевидения ТЭФИ, орденом «Спартака».


Российский футбольный союз в 2002 г. учредил приз его имени, который вручается различным СМИ и журналистам за успехив деле пропаганды футбола и высокое профессиональное мастерство. В ноябре 2003 г. Николай Озеров был избран в Зал российской теннисной славы в номинации «Игроки и деятели тенниса второй половины двадцатого века», спартаковцы в разных регионах России проводят многочисленные соревнования по теннису и футболу памяти Николая Озерова.


Подготовил Эдуард СОРОКИН.