Свою тренерскую карьеру Василий Николаевич Соколов начал на редкость многообещающе. Сменив футболку игрока на свитер тренера, он уже в первый год работы привел свою команду к званию чемпиона страны. В следующем, 1953 году команда повторила успех. Золотые медали снова завоевал московский «Спартак». В ансамбле к тому же появилась талантливая молодежь (Б.Татушин, М.Огоньков, А.Исаев, В.Агапов и другие). На первом месте оказались и дублеры.


В целом, как говорят, твори и радуйся. Но Василий Николаевич допускает тактические ошибки: теряет равновесие в отношениях с игроками и руководством общества. С первыми он переходит на диктат, со вторыми порой перестает считаться.


В команде образовалась группа великовозрастных знаменитостей: Владимир Чернышев, Олег Тимаков, Николай Дементьев. Процесс омоложения команды — дело мучительное. Здесь нужна не только дипломатия, но и особый такт. Тренер, не считаясь с этими принципами, пошел в штыки. Но коллектив горой встал за Николая Дементьева, хотя этому игроку было тридцать восемь лет. В таких конфликтах тренер обычно берет верх: его поддерживает начальство, которое всегда за молодежь. Но здесь руководители общества припомнили Василию Николаевичу его непочтительность и встали на сторону игроков. Положение осложнялось и начавшимися неудачами. Конкуренты, не желая позволить «Спартаку» в третий раз надеть шапку Мономаха, бились с ним, не щадя живота. В ходе ожесточенной турнирной борьбы даже серебряные медали были под вопросом. Тут бы Василию Николаевичу опереться на ребят. А он считал, что именно они повинны в проигрыше золота.


Второе место «Спартак» в сезоне 1964 года все-таки удержал. Но старший тренер под благовидным предлогом был направлен в ГЦОЛИФК для получения специального образования.


В.Н.Соколов разгневался. Он считал, что его большие заслуги в команде с лихвой окупают допущенные им ошибки. И действительно, за его плечами пятнадцать лет блестящих выступлений в команде: два золотых и один серебряный сезон — драгоценный багаж тренера. Но удел тренера — больше смотреть вперед, а не назад. Обида не позволила В.Н.Соколову сделать правильные выводы на будущее. Он, правда, успешно руководил затем такими ведущими командами, как тбилисским и минским «Динамо», бакинским «Нефтяником» и донецким «Шахтером». Привлекался к работе в сборной команде СССР, но в отношениях с игроками по-прежнему слишком туго завинчивал гайки. Человек он по натуре властный.


Футбол Соколов знает досконально.Просмотрев последний фильм по сценарию Льва Кассиля «Удар! Еще удар!», я, грешным делом, подумал, что, вероятно, Лев Абрамович прототипом для своего главного героя взял Василия Николаевича. Мое предположение подтверждалось не только некоторым портретным сходством артиста Малого театра Михаила Коршунова, играющего роль старшего тренера в фильме, с молодым В.Н.Соколовым, но и очень похожим принципом руководства командой. На экране все кончилось торжеством идей непоколебимого наставника, хотя, по-моему, он там больше похож на ортодокса-командира, чем на действительно вдумчивого и гибкого тренера — знатока своего тонкого и сложного дела.В футболе все бы опростилось при возможности добывать победу с помощью приказа и дисциплины. Но в творческих делах диктат и окрик — плохие помощники. То, что терпит экран, начисто отвергается действительностью.


Сейчас Василию Николаевичу Соколову перевалило на шестой десяток. Славный спортсмен по-прежнему здоров. Высокий, худощавый, он счастливо избежал той сверхкруглой талии, которой щеголяет большинство наших маститых тренеров. За пятнадцать лет тренерской практики, как мне кажется, он добрался до той золотой середины в отношениях с игроками, которая, как правило, всегда верна и по-настоящему устраивает обе стороны.


Последние годы В.Н.Соколов является главным тренером Федерации футбола СССР, И мне очень хочется верить, что в советском футболе этот, безусловно, способный и энергичный тренер еще не сказал своего последнего слова.


Николай СТАРОСТИН. «Звезды большого футбола».