В сложный период с 1987 по 1991 гг., когда были упразднены все спортивные общества, кроме ведомственных, «Спартак» не ушел в тень. Сплоченность спартаковцев, их особенный характер помогли им оставаться одними из лучших, как в «большом» спорте, так и в массовом физкультурном движении. При этом были сохранены спартаковские традиции, и хотя спортсмены не были членами общества на бумаге, люди самых различных возрастов и профессий остались спартаковцами. Не стали слабее коллективы физкультуры, команды мастеров.


И, несомненно, все без исключения спартаковцы считали, что необходимо официально возродить родное спортивное общество. В апреле в Ленинграде на расширенном активе, который проводили Борис Иванов, Петр Болотников, Петр Мазор и Александр Оконашвили, эта инициатива была поддержана и появилась декларация к руководству страны о воссоздании «Спартака», подписанная сотнями активистов. Еще до этого — в марте — на квартие Николая Озерова часто собирались Николай Старостин, академик Станислав Шаталин — истинный поклонник «Спартака», Вячеслав Старшинов, Игорь Нетто, Петр Болотников, Борис Лагутин, Александр Якушев, Никита Симонян, Владимир Васин, Борис Иванов, Петр Мазор, народные артисты Евгений Весник, Зураб Соткилава и другие знаменитые спартаковцы. Квартира Озерова стала как-бы штабом актива, поскольку других помещений у спартаковцев не было. Решались серьезные организационные проблемы, в том числе и финансовые. Здесь спартаковцы получили поддержку от Станислава Шаталина и Мартина Шаккума, и учредителем оргкомитета по возрождению общества «Спартак» стал Фонд экономических и социальных проблем «Реформа», который они возглавляли.


Затем началась подготовка документов, которые направили во Всесоюзную Конфедерацию Профсоюзов (ВКП), правопреемника ВЦСПС.


Это был сложнейший период. Проблемы касались восстановления спортивных баз, тренерского цеха, финансового фундамента. Документы были разосланы на места, и во многих республиках, краях, областях, городах проводились собрания, где единодушно одобрялось решение о воссоздании «Спартака».


В мае президиум ВКП принял постановление, одобряющее восстановление общества «Спартак», и осенью произошло его официальное возрождение. 28 октября в Колонном зале Дома Союзов с огромным эмоциональным подъемом прошел учредительный съезд межреспубликанского общества «Спартак» с участием более 1200 человек из большинства союзных республик. Председателем Центрального совета избрали Петра Болотникова, первым заместителем — Николая Озерова, заместителем — Петра Мазора. 29 октября в Октябрьском зале Дома Союзовсостоялся учредительный съезд сийского спартаковского общества с участием представителей 64 регионов России. Председателем Российского совета был избран Борис Иванов, его заместителями — Анна Алешина и Леонид Романов.Так начинания спартаковцев увенчались успехом. Причем, с самого начала за основу работы был взят как привычный в прежний период отраслевой принцип, так и новые формы. Готовились документы для проведения соревнований, планы, организаторы решали вопросы с местами проведения мероприятий. Делать все это было далеко не просто.



На совещании актива возрожденного «Спартака»: Николай Старостин, Николай Озеров, Петр Мазор.


«Спартак» имел тогда всего одну комнату в доме на Озерковской набережной в Москве, которую выделили с помощью бывшего председателя Российского «Спартака» А. Абукова и председателя ЦС по туризму и экскурсиям В.Пугиева. И спартаковское общество стало по крупицам восстанавливать традиции по физическому и нравственному воспитанию населения, подготовке олимпийского резерва.


Следует отметить, что в этом году успешно выступили хоккеисты. Команда, которой руководил Александр Якушев, заняла второе место в чемпионате страны, опередив в острой борьбе «Крылья Советов» и ЦСКА. Надо сказать, что А.Якушев создал хорошую команду, в которой было несколько игроков национальной сборной.