Б.Майоров, В.Старшинов, Е.Майоров


Хоккейная команда состоит из нескольких линий — линии атаки, линии обороны, вратаря. Но существо ее прежде всего определяют тройки нападения. Они создают игру, по ним судят о силе и боевых возможностях любого коллектива.


За свою вот уже почти сорокалетнюю историю наш хоккей с шайбой выдвинул немало первоклассных ударных связок. Среди них почетное место занимает тройка ныне заслуженного мастера спорта Вячеслава Стар-шинова. В ней особенно полно, особенно ярко воплощены все лучшие черты хоккея и все его естественные противоположности — отважная дерзость и предельная рациональность, бешеная скорость и спокойная мудрость. В ее игровом почерке нашли отражение все его успехи и достижения, все его неизмеримое богатство.


Со старшиновской тройкой неразрывно связаны становление и взлет московского «Спартака». О диапазоне ее возможностей нам всем рассказал 1962 год, когда этот клуб, выступавший долгие годы на вторых ролях, вдруг совершил подлинное чудо, поднявшись за один сезон по лестнице хоккейной иерархии на пять ступенек и завоевав почетное звание чемпиона Советского Союза.


Скажем откровенно, команда в целом тогда не была еще готова к такому яркому свершению. И если она «вырвала» чемпионское звание, то прежде всего благодаря своему первому звену. Во имя интересов коллектива ребята брали на себя в каждом матче львиную долю нагрузки, не жалели себя и увлекали других жаждой борьбы,стремлением победить. Появление в клубе этого великолепного звена окрылило команду и зажгло ее прекрасной мечтой, придало команде тот высший класс, которым она восхищала на протяжении многих лет.


Судьба этой тройки своеобразна: сравнительно быстро — в 1967 году — ушел Евгений Майоров и вместо него на одном из флангов появлялись различные партнеры и в сборной СССР (куда тройка вошла в полном составе в 1963 году), и в родном «Спартаке». Но суть ее уже в целом не менялась, ибо в основе лежал прочный, нерушимый дуэт Вячеслав Старшинов — Борис Майоров, определявший не только название тройки, но и ее сущность, ее облик, силу, характер. «Вихрь на льду», «советская карусель», «снежная лавина» — этими и многими другими эпитетами награждала мировая пресса московских спартаковцев.


Названа тройка, как и полагается, по имени своего центрального форварда Вячеслава Старшинова. Бесспорно одного из самых лучших наших хоккеистов, мастера необычайно интересного и ни на кого не похожего.


Снова вспоминаю тот счастливый для клуба 1962 год. Заключительный матч чемпионата страны между командами ЦСКА и «Спартак». Огромное стечение зрителей. Необычайный даже для, казалось бы, все испытавшей Москвы ажиотаж вокруг поединка. Нервы напряжены до крайности. Для армейцев, неудачно начавших сезон, но к концу вплотную приблизившихся к лидеру, для их старшего тренера Анатолия Владимировича Тарасова эта игра, кроме всего, матч престижа, матч чести.


— Нам позарез нужен первый гол,— говорит ребятам-спартаковцам в раздевалке их наставник Александр Никифорович Новок-рещенов. — Нам нужно позарез забить первый гол, чтобы преодолеть психологический барьер неверия в возможность победы над грозным соперником.


Этот гол забил Слава Старшинов.


Я не случайно напомнил этот давнишний эпизод. В нем отражено одно из замечательнейших и удивительнейших качеств этого спортсмена: его умение оказаться в самый-самый нужный момент в самом нужном месте. Многие шайбы, забитые Старшиновым и в наших внутренних первенствах, и на чемпионатах мира, оказывались в буквальном смысле этого слова золотыми.


Известно, что в составе нашей сборной он дебютировал в 1961 году на чемпионате мира в Швейцарии. Казалось бы, чего особенного можно было ожидать от неопытного в таких турнирах игрока. Но он оказался лучшим из наших форвардов: на его счету 8 шайб. На следующий год мы в турнире сильнейших не участвовали, а в 1963-м на стокгольмском чемпионате Старшинов снова самый меткий из наших хоккеистов, повторивший свой собственный рекорд — 8 шайб. Причем в матчах с


нашими главными соперниками — сборными Канады и Чехословакии — именно его голы, по общему признанию, определяли исход поединков.


В хоккее подобные рекорды не регистрируются официально, но журналисты ведут такой подсчет. И выходит, что Слава Старшинов по многим показателям опередил хоккеистов своего поколения. Он, например, восемь раз за десять лет включался в символическую сборную страны, является девятикратным чемпионом мира.


В составе родного «Спартака» Вячеслав отыграл свыше 500 матчей и забил свыше 400 шайб. «Чистый» спартаковец, он вместе с родным клубом четырежды становился чемпионом страны. Дважды добивался звания лучшего бомбардира первенства СССР — 47 голов в 1967 году и 46 — в 1968-м. Двукратный олимпийский чемпион…


Вячеслава Старшинова я не могу представить в хоккее без Бориса Майорова. Все, что сделано ими в этой игре значительного и прекрасного, сделано вместе.


И в то же время они очень не похожи ни в жизни, ни в игре.


Борис Майоров! Если вам когда-нибудь доводилось понаблюдать за ним — только за ним! — в течение целого матча, вы, несомненно, как и автор этих строк, видели много интересного. Вот он устремился вперед в очередной прорыв. Реактивный старт. Бросок вперед. Откуда-то справа ему адресуют шайбу. Пас недостаточно точен. Любой — я подчеркиваю, любой — другой хоккеист в данной ситуации сбавил бы ход. Но Борис не сбавлял. Корпус, ноги, вся его легкая фигура была «построена» так, что он успевал «вытащить» из-под конька шайбу, и вот она уже впереди, под всегда послушной клюшкой. И можно быть уверенным, что скоро она найдет себе место в чужих воротах.


Да, так оно и происходило. И снова он мчится по краю, согнувшись, нет, не согнувшись, а распластавшись вдоль борта, все убыстряя и убыстряя ход. Ему навстречу движется громада защитника. Борис делает вид, что хочет проскочить между ним и бортом. И соперник, вероятно, уже торжествует, предвкушая, как припечатает форварда к дощатой ограде. И вдруг Борис перекладывает шайбу, резко тормозит и, снова мгновенно набрав скорость, уходит круто вперед в пространство, оставленное соперником. И через мгновение тревожный красный сигнал зажигается над чужими воротами, а ликующий Борис едет отдыхать на скамейку запасных.


Почти никогда Борис не искал свободный лед. С виду не очень мощный, физически ничем не отличающийся от «среднего» человека, он нес в себе, да простят мне это банальное сравнение, орлиное сердце. Он не боялся никаких преград, никаких трудностей. Он с одинаковой смелостью врубался в неприступных армейцев Ра-гулина и Иванова, в жестких, как скала, динамовцев во главе с Виталием Давыдовым, в могучих канадских защитников типа гиганта Бревера, в «железных» шведов, в темпераментных и яростных игроков обороны сборной Чехословакии…


Если давать ему какую-то общую игровую характеристику, то, несомненно, следует отметить, что Борис был и остался до конца в своей тройке главным диспетчером, начинающим подавляющее большинство мудрых спартаковских комбинаций.


Виртуоз хоккейной техники, отважный ледовый боец, спортсмен, бесконечно преданный игре,— таким он был и остается в памяти всех, кто его видел в атаке.


Борис Майоров был капитаном «Спартака», а затем и капитаном сборной страны. Его портрет с победными кубками в руках стал на долгие годы олицетворением непобедимой мощи и гордой славы нашего хоккея.


Братья Майоровы вошли в наш хоккей одновременно.


Евгений пережил со «Спартаком» дни радостного взлета, пережил его и с нашей сборной, в составе которой он дважды выступал и побеждал : в 1963 году — на чемпионате мира в Стокгольме, в 1964-м — на Олимпийских играх в Инсбруке, где наша главная команда собрала «все золото планеты».


Было время, когда мы не могли различить братьев ни по внешнему виду, ни по мастерству. Евгений — своеобразный, прекрасно оснащенный технически мастер, игрок высокой культуры, высокой скорости, в которой он не уступал своему брату.


Эта знаменитая тройка познавала азбуку хоккея на Ширяевке, в спартаковском клубе прошла свои спортивные университеты и осталась верна знамени «Спартака» до своих последних шагов на льду.


С именем и славными делами этой тройки неразрывно связан хоккейный ренессанс московского «Спартака».


Заняв 2-е место в чемпионате страны 1948 года, этот клуб затем надолго вошел в тень и в 1953 году на два сезона даже выбывал из высшей лиги. А потом на Ширяевке подросли спартаковские мальчишки, и начался такой взлет, от которого ахнула Москва. В 1962 году «Спартак» — чемпион СССР. В 1963 и 1964 годах — третий призер. В 1965. и 1966 годах — второй призер, в 1967 году —чемпион СССР, в


1968 году — третий призер, в


1969 году —чемпион СССР… Эта «наградная серия» неразрывно связана с именами Вячеслава Старшинова, Бориса и Евгения Майоровых — выдающихся мастеров советского и мирового хоккея, воспитанных в спартаковском клубе. Именно их прекрасное искусство, их страсть, их неудержимость на долгие годы определили спартаковский стиль и замечательные хоккейные традиции этого клуба.


В свою бытность они были первой тройкой «Спартака» и остались ею навсегда в летописи нашей славы.


Первым ушел «в запас» Евгений Майоров, за ним — Борис, а Вячеслав еще несколько сезонов продолжал спорить с судьбой. Но и ему, в конце концов, довелось испить горький напиток расставания с любимой игрой. Пришла пора новых испытаний, и они их выдержали с честью. Сегодня кандидат педагогических наук Вячеслав Старшинов — заведующий кафедрой физического воспитания одного из самых престижных вузов страны, заслуженный мастер спорта Борис Майоров — начальник отдела хоккея ДСО профсоюзов, а заслуженный мастер спорта Евгений Майоров — один из самых популярных спортивных комментаторов Советского телевидения и радио. И это лучшее доказательство того, что эти трое взяли от спорта все самое лучшее, самое нужное и продолжают атаковать, продолжают неудержимо рваться вперед к большим жизненным победам.


Л.Б.ГОРЯНОВ.