Последние материалы
Онлайн-шахматы: Новое поколение интеллектуального спорта Онлайн-шахматы: Новое поколение интеллектуального спорта Выбор автомобильного аккумулятора: что стоит знать перед покупкой Выбор автомобильного аккумулятора: что стоит знать перед покупкой Хореография для детей Хореография для детей Эвотор: Инновации в мире кассовых аппаратов Эвотор: Инновации в мире кассовых аппаратов Велосипеды с электродвигателем предлагают революционный способ передвижения Велосипеды с электродвигателем предлагают революционный способ передвижения

Фигурное катание

МАСТЕРА КРЫЛАТЫХ КОНЬКОВ



У спортсменов общества «Спартак» в фигурном катании издавна были прочные традиции, причем особенно важными были достижения спартаковцев в одиночном катании, в том виде, где и закладывается основа всех будущих достижений.


Еще четверть века назад в зимние месяцы на Ширяевом юле в Сокольниках, там, где тренировались прославленные мастера футбола, был создан специализированный каток для фигуристов. На этой базе вел подготовку неоднократный чемпион страны в мужском одиночном катании Лев Михайлов.


На этот каток пришел работать в те же годы и молодой гренер Виктор Кудрявцев, который впоследствии вывел на всесоюзную арену не только будущего чемпиона мира Сергея Волкова, но и целую группу талантливых фигуристок.


Нельзя не отметить, что поиск талантов вели не только гренеры Москвы, но и специалисты Ленинграда, крупного центра фигурного катания. В частности, в одиночном катании особого успеха добились воспитанники ленинградских тренеров Сергея и Татьяны Логиновых.


Именно в школе «Спартака» наиболее полно проявили свою энергию, свое творческое кредо эти специалисты, подготовившие чемпионку страны Елену Александрову, а затем победителя юниорских чемпионатов страны Владимира Котина.


Но в целом сборная команда спартаковцев опиралась на работу ведущего центра — школы областного совета общества, где тон в работе задавал энергичный, трудолюбивый тренер Виктор Кудрявцев.


И вполне закономерно, что к нему за помощью обращались и фигуристы из других городов. Так, уже в 1968 году Кудрявцев возглавил подготовку не только одиночников, но и спортивной пары. Два ленинградских спортсмена — Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин — обратились к нему с просьбой взять на себя руководство их подготовкой к будущей зимней Олимпиаде. Кудрявцев с большим жаром, энтузиазмом взялся за дело. Буквально за один сезон удалось добиться создания программы ультрасовременного стиля, где органично сочетались и большая техническая сложность, и выразительная пластика, и глубокий лиризм.


В памятном чемпионате страны 1970 года, когда победы добилась Елена Александрова, ученики тренера Виктора Кудрявцева также поднялись на пьедестал почета: Смирнова и Сурайкин стали серебряными призерами, а Сергей Волков получил медаль того же достоинства в одиночном катании.


Можно твердо сказать, что 1970 год стал своего рода рубежом, который открыл новый этап в развитии фигурного катания в «Спартаке».


Именно в этом году был проведен чемпионат Европы в Ленинграде во Дворце спорта «Юбилейный». В парном катании советская сборная имела подавляющее преимущество: золотые медали получили Ирина Роднина и Алексей Уланов, а серебряные — спартаковцы Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин. В дальнейшем три сезона подряд эти дуэты неизменно занимали первую и вторую ступеньку пьедестала на всех турнирах в стране и за рубежом. Олимпийское «серебро» ученики Кудрявцева завоевали и на зимней Олимпиаде 1972 года в Саппоро.


Осенью 1972 года была составлена новая пара — Смирнова и Уланов (они стали супругами), и вновь фигуристы обратились за помощью к Виктору Кудрявцеву, чтобы продолжать подготовку под его руководством.


- Наряду с блестящим дуэтом Ирины Родниной и Александра Зайцева такие большие мастера, как Смирнова и Уланов, внесли заметный вклад в развитие советской школы парного катания, — отмечал Виктор Кудрявцев, — Дело в том, что эти фигуристы очень часто обращались к мелодиям классической музыки и находили на редкость точный рисунок своей программы. Их пример очень многому научил фигуристов следующего поколения. Они открыли новые артистические возможности в нашем парном катании…


Смирновой и Уланову всегда сопутствовал успех на чемпионатах Европы и мира: в 1973 году они были удостоены серебряных медалей, в 1974 году на чемпионате Европы — бронзовых, а на чемпионате мира — серебряных медалей.


А в 1975 году на мировом чемпионате в Колорадо-Спрингс (США) эстафету мастерства принял от них другой ученик Кудрявцева, Сергей Волков, который первым из Советских одиночников стал чемпионом ламря. В эти же годы спартаковская школа достигла расцвета и в женском одиночном катании: сначала чемпионат, страны выиграла Марина Титова, затем Татьяна Оленева (обе — под руководством Кудрявцева). Отлично выступала за спартаковский коллектив способная одиночница Елена Котова, она была призером чемпионата СССР-Новую страницу в истории спартаковских фигуристов открыла московская школа спортивных танцев, которую в 1974 году возглавила молодой тренер Наталья Дубова (Бах). В этот период на всесоюзной арене доминировали танцоры двух столичных школ — «Динамо» и «Труда», в первую очередь многократные чемпионы мира и Европы Людмила Пахомова и Александр Горшков, а также чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Казалось, что нет никаких шансов у молодой спартаковской школы выдвинуть своих лидеров. И все же в сезоне 1977 года в полный голос заявили о себе ученики Дубовой Елена Гаранина и Игорь Завозин, которые вошли в сильнейшую шестерку дуэтов страны. А еще через 2 года на всесоюзную арену вышла юная пара спартаковцев — Татьяна Дурасова и Сергей Пономаренко. Они-то и добились сенсационной победы на юниорском чемпионате мира 1978 года.


В этом же памятном турнире заставили говорить о себе и питомцы двух других спартаковских школ. Одну из них — ленинградскую — представлял Владимир Котин, ученик тренера Сергея Логинова. Другую школу — Московской области — представляла ученица Виктора Кудрявцева и Ирины Аникановой юная одиночница Кира Иванова. На мировом чемпионате Котин и Иванова получили серебряные медали.


Нельзя не отметить, что в сезоне 1978 года резко усложнились программы одиночного катания. Многие фигуристы стремились исполнять тройные прыжки всех пяти разновидностей. И это направление отразилось в композициях, которые создавали спартаковские тренеры Москвы, Ленинграда, Свердловска.


Интересный творческий поиск вели молодые тренеры Свердловска в области парного катания, и не случайно их питомцы были затем приглашены в Москву для совершенствования техники. Так, воспитанник спартаковской школы Станислав Леонович был приглашен в школу ЦСКА и в паре с Мариной Пестовой добился стремительного прогресса. Уже в 1978 году молодой дуэт был включен в сборную СССР. На взрослом чемпионате мира 1980 года Пестова и Леонович завоевали бронзовые медали. Еще через 2 года они стали серебряными призерами.


Чемпион мира Сергей Волков появился на всесоюзной арене в 1966 году. Уже через 2 года вошел в состав сборной страны и дебютировал на зимней Олимпиаде в Гренобле. Правда, тогда 19-летнему фигуристу не удалось войти в десятку сильнейших. Но тем более поразительным был его дальнейший прогресс. Чемпионат Европы 1970 года принес ему 5-е место, старт на Всемирной зимней Универсиаде — 3-е место. А уже на чемпионате Европы 1974 года он стал обладателем малой золотой медали за победу в обязательной программе. Тогда же он выиграл и зимнюю Спартакиаду народов СССР.


Наконец, полным спортивным триумфом завершилось его выступление на мировом чемпионате 1975 года в Колорадо-Спрингс — Волков первым из советских одиночников одер


 


 



Когда после небольшого мелодичного вступления знаменитая грузинская певица Нани Брегвадзе, лучшая исполнительнциа «Калитки», начинает петь своим бархатным голосом: «Лишь только вечер затеплится синий, лишь только звезды блеснут в небесах…-, многим из нас вспоминается прекрасная пара фигуристов Л.Смирнова и А.Сурайкин, для которых эта мелодия стала своеобразными музыкальными позывными. Под «Калитку» они исполняли свою лучшую программу лиричную и в то же время яркую, спортивную. И сейчас, по прошествии времени, понимаешь, что в этой программе спортсмены наиболее полно выразили себя. Лиричность, пластичность движений, артистичность отличает и бронзовых призеров Олимпиады в Сараево одиночницу Киру Иванову и танцоров Марину Климову и Сергея Пономаренко. Причем наш танцевальный дуэт прогрессирует от старта к старту. Многих удивила победа спартаковцев над лидерами сборной страны Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, одержанная на международных соревнованиях на призы газеты «Московские новости» в декабре 1984 года. Когда я приехал в Москву на турнир фигуристов, сказал в беседе с журналистами неоднократный чемпион мира и Европы в спортивных танцах на льду англичанин Бернард Форд, — признаюсь, был на стороне Бестемьяновой и Букина, считал, что они должны победить, поскольку являются лидерами. Но оказалось, что я ошибалсяУ Климовой и Пономаренко очень тонкое взаимопонимание во время танца. Смотришь на них и наслаждаешься! На снимках: Л.Смирнова и А.Сурайкин, К.Иванова, М.Климова и С.Пономаренко.