Последние материалы
Патриотизм и чувство связи с отечеством в современном мире Патриотизм и чувство связи с отечеством в современном мире Минеральные добавки для животных как ключ к продуктивности и здоровью Минеральные добавки для животных как ключ к продуктивности и здоровью Агентство продвижения сайтов обеспечит успешную поисковую оптимизацию Агентство продвижения сайтов обеспечит успешную поисковую оптимизацию Подарочные корзины для женщин по хорошим ценам на любой праздник Подарочные корзины для женщин по хорошим ценам на любой праздник Секции ММА в клубе ‘Боец’ — начните тренировки уже сегодня Секции ММА в клубе ‘Боец’ — начните тренировки уже сегодня

Фигурное катание

МАСТЕРА КРЫЛАТЫХ КОНЬКОВ



У спортсменов общества «Спартак» в фигурном катании издавна были прочные традиции, причем особенно важными были достижения спартаковцев в одиночном катании, в том виде, где и закладывается основа всех будущих достижений.


Еще четверть века назад в зимние месяцы на Ширяевом юле в Сокольниках, там, где тренировались прославленные мастера футбола, был создан специализированный каток для фигуристов. На этой базе вел подготовку неоднократный чемпион страны в мужском одиночном катании Лев Михайлов.


На этот каток пришел работать в те же годы и молодой гренер Виктор Кудрявцев, который впоследствии вывел на всесоюзную арену не только будущего чемпиона мира Сергея Волкова, но и целую группу талантливых фигуристок.


Нельзя не отметить, что поиск талантов вели не только гренеры Москвы, но и специалисты Ленинграда, крупного центра фигурного катания. В частности, в одиночном катании особого успеха добились воспитанники ленинградских тренеров Сергея и Татьяны Логиновых.


Именно в школе «Спартака» наиболее полно проявили свою энергию, свое творческое кредо эти специалисты, подготовившие чемпионку страны Елену Александрову, а затем победителя юниорских чемпионатов страны Владимира Котина.


Но в целом сборная команда спартаковцев опиралась на работу ведущего центра — школы областного совета общества, где тон в работе задавал энергичный, трудолюбивый тренер Виктор Кудрявцев.


И вполне закономерно, что к нему за помощью обращались и фигуристы из других городов. Так, уже в 1968 году Кудрявцев возглавил подготовку не только одиночников, но и спортивной пары. Два ленинградских спортсмена — Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин — обратились к нему с просьбой взять на себя руководство их подготовкой к будущей зимней Олимпиаде. Кудрявцев с большим жаром, энтузиазмом взялся за дело. Буквально за один сезон удалось добиться создания программы ультрасовременного стиля, где органично сочетались и большая техническая сложность, и выразительная пластика, и глубокий лиризм.


В памятном чемпионате страны 1970 года, когда победы добилась Елена Александрова, ученики тренера Виктора Кудрявцева также поднялись на пьедестал почета: Смирнова и Сурайкин стали серебряными призерами, а Сергей Волков получил медаль того же достоинства в одиночном катании.


Можно твердо сказать, что 1970 год стал своего рода рубежом, который открыл новый этап в развитии фигурного катания в «Спартаке».


Именно в этом году был проведен чемпионат Европы в Ленинграде во Дворце спорта «Юбилейный». В парном катании советская сборная имела подавляющее преимущество: золотые медали получили Ирина Роднина и Алексей Уланов, а серебряные — спартаковцы Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин. В дальнейшем три сезона подряд эти дуэты неизменно занимали первую и вторую ступеньку пьедестала на всех турнирах в стране и за рубежом. Олимпийское «серебро» ученики Кудрявцева завоевали и на зимней Олимпиаде 1972 года в Саппоро.


Осенью 1972 года была составлена новая пара — Смирнова и Уланов (они стали супругами), и вновь фигуристы обратились за помощью к Виктору Кудрявцеву, чтобы продолжать подготовку под его руководством.


- Наряду с блестящим дуэтом Ирины Родниной и Александра Зайцева такие большие мастера, как Смирнова и Уланов, внесли заметный вклад в развитие советской школы парного катания, — отмечал Виктор Кудрявцев, — Дело в том, что эти фигуристы очень часто обращались к мелодиям классической музыки и находили на редкость точный рисунок своей программы. Их пример очень многому научил фигуристов следующего поколения. Они открыли новые артистические возможности в нашем парном катании…


Смирновой и Уланову всегда сопутствовал успех на чемпионатах Европы и мира: в 1973 году они были удостоены серебряных медалей, в 1974 году на чемпионате Европы — бронзовых, а на чемпионате мира — серебряных медалей.


А в 1975 году на мировом чемпионате в Колорадо-Спрингс (США) эстафету мастерства принял от них другой ученик Кудрявцева, Сергей Волков, который первым из Советских одиночников стал чемпионом ламря. В эти же годы спартаковская школа достигла расцвета и в женском одиночном катании: сначала чемпионат, страны выиграла Марина Титова, затем Татьяна Оленева (обе — под руководством Кудрявцева). Отлично выступала за спартаковский коллектив способная одиночница Елена Котова, она была призером чемпионата СССР-Новую страницу в истории спартаковских фигуристов открыла московская школа спортивных танцев, которую в 1974 году возглавила молодой тренер Наталья Дубова (Бах). В этот период на всесоюзной арене доминировали танцоры двух столичных школ — «Динамо» и «Труда», в первую очередь многократные чемпионы мира и Европы Людмила Пахомова и Александр Горшков, а также чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Казалось, что нет никаких шансов у молодой спартаковской школы выдвинуть своих лидеров. И все же в сезоне 1977 года в полный голос заявили о себе ученики Дубовой Елена Гаранина и Игорь Завозин, которые вошли в сильнейшую шестерку дуэтов страны. А еще через 2 года на всесоюзную арену вышла юная пара спартаковцев — Татьяна Дурасова и Сергей Пономаренко. Они-то и добились сенсационной победы на юниорском чемпионате мира 1978 года.


В этом же памятном турнире заставили говорить о себе и питомцы двух других спартаковских школ. Одну из них — ленинградскую — представлял Владимир Котин, ученик тренера Сергея Логинова. Другую школу — Московской области — представляла ученица Виктора Кудрявцева и Ирины Аникановой юная одиночница Кира Иванова. На мировом чемпионате Котин и Иванова получили серебряные медали.


Нельзя не отметить, что в сезоне 1978 года резко усложнились программы одиночного катания. Многие фигуристы стремились исполнять тройные прыжки всех пяти разновидностей. И это направление отразилось в композициях, которые создавали спартаковские тренеры Москвы, Ленинграда, Свердловска.


Интересный творческий поиск вели молодые тренеры Свердловска в области парного катания, и не случайно их питомцы были затем приглашены в Москву для совершенствования техники. Так, воспитанник спартаковской школы Станислав Леонович был приглашен в школу ЦСКА и в паре с Мариной Пестовой добился стремительного прогресса. Уже в 1978 году молодой дуэт был включен в сборную СССР. На взрослом чемпионате мира 1980 года Пестова и Леонович завоевали бронзовые медали. Еще через 2 года они стали серебряными призерами.


Чемпион мира Сергей Волков появился на всесоюзной арене в 1966 году. Уже через 2 года вошел в состав сборной страны и дебютировал на зимней Олимпиаде в Гренобле. Правда, тогда 19-летнему фигуристу не удалось войти в десятку сильнейших. Но тем более поразительным был его дальнейший прогресс. Чемпионат Европы 1970 года принес ему 5-е место, старт на Всемирной зимней Универсиаде — 3-е место. А уже на чемпионате Европы 1974 года он стал обладателем малой золотой медали за победу в обязательной программе. Тогда же он выиграл и зимнюю Спартакиаду народов СССР.


Наконец, полным спортивным триумфом завершилось его выступление на мировом чемпионате 1975 года в Колорадо-Спрингс — Волков первым из советских одиночников одер


 


 



Когда после небольшого мелодичного вступления знаменитая грузинская певица Нани Брегвадзе, лучшая исполнительнциа «Калитки», начинает петь своим бархатным голосом: «Лишь только вечер затеплится синий, лишь только звезды блеснут в небесах…-, многим из нас вспоминается прекрасная пара фигуристов Л.Смирнова и А.Сурайкин, для которых эта мелодия стала своеобразными музыкальными позывными. Под «Калитку» они исполняли свою лучшую программу лиричную и в то же время яркую, спортивную. И сейчас, по прошествии времени, понимаешь, что в этой программе спортсмены наиболее полно выразили себя. Лиричность, пластичность движений, артистичность отличает и бронзовых призеров Олимпиады в Сараево одиночницу Киру Иванову и танцоров Марину Климову и Сергея Пономаренко. Причем наш танцевальный дуэт прогрессирует от старта к старту. Многих удивила победа спартаковцев над лидерами сборной страны Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, одержанная на международных соревнованиях на призы газеты «Московские новости» в декабре 1984 года. Когда я приехал в Москву на турнир фигуристов, сказал в беседе с журналистами неоднократный чемпион мира и Европы в спортивных танцах на льду англичанин Бернард Форд, — признаюсь, был на стороне Бестемьяновой и Букина, считал, что они должны победить, поскольку являются лидерами. Но оказалось, что я ошибалсяУ Климовой и Пономаренко очень тонкое взаимопонимание во время танца. Смотришь на них и наслаждаешься! На снимках: Л.Смирнова и А.Сурайкин, К.Иванова, М.Климова и С.Пономаренко.